Записки

ЗапискиОбедня – это поминовение имен на Божественной Литургии на проскомидии и сугубой ектении.

Проскомидия это подготовительная часть литургии, совершаемая в алтаре во время чтения богослужения часов.

Во время поминовения на проскомидии священник вынимает частицу из просфоры, поминая имена тех, о ком попросили помолиться. Эти частицы изымаются с чтением поминальных слов, а затем на Литургии погружаются священником в Чашу со Святыми Дарами при произнесении молитвы: «отмый (т.е. очисть), Господи, грехи поминавшихся здесь», то есть священник просит Христа, чтобы Он Своей Кровью, пролитой за грехи мира, очистил от грехов всех тех, за кого и в память о ком вынуты из просфор частицы.

Записки

Проскомидия считается частью Литургии, однако читать записки и изымать из просфор частицы священник начинает в алтаре накануне Литургии, за Всенощным Бдением или вечерней, поэтому записки лучше подавать накануне вечером.

Во время сугубой ектении, священник гласно поминает имена тех о ком просили молиться у Святого Престола.

Записки

В совокупности эти два поминания мы и называем «обедней», хотя слово обедня это простонародное название самой Божественной Литургии.

Сорокоуст – это поминание имени на проскомидии в течении 40 Литургий.

Сорокоуст со свечами – это поминание имени на проскомидии в течении 40 Литургий и возжигание свечи за поминаемого на каждой из этих служб.

Поминовение на пол года/год – это поминовение имени на проскомидии в течении календарного срока: пол года или год, в независимости от количества служб отправленных за это время.

Сугубое прошение (о болящих, о путешествующих, на всякое прошение, на начало всякого доброго дела, благодарение за всякое доброе дело, о в темницах заточенных)  — это прошения дополнительно вставляемые в сугубую ектению на Литургии.

Желающему подать записки о живых и усопших нужно помнить следующие правила:

  1. Церковные записки, как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
  2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
  3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
  5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли)
  6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
  7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
  8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
  9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).